Редакция от 7 ноя 2018
О.Н. Зайцева
«Зачет» за итоговое сочинение – условие допуска учеников к ЕГЭ. Из рекомендации узнаете, как помочь детям избежать типичных ошибок, найдете примеры тем для тренировочных сочинений, а также памятки для школьников и раздаточный материал для учителей.
К итоговому сочинению готовьте учеников 11, 12-х классов. Выпускники должны получить «зачет» за итоговое сочинение, чтобы сдавать ЕГЭ по русскому языку. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать вместо сочинения итоговое изложение.
Начните готовить учеников к итоговому сочинению заранее. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую рабочую среду мая (п. 9.1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400).
Подготовьте учеников к сочинению: разъясните требования и критерии оценки, расскажите, как выбрать тему и заполнить бланк. Проведите тренировочные работы.
За итоговое сочинение школьникам ставят «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за сочинение «незачет», то он может его пересдать в дополнительные сроки в феврале и мае. Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Если ученик с ОВЗ выбирает сочинение, то к общему времени экзамена ему добавят еще 1,5 часа (п. 1.6 приложения № 6 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875).
Проверяют сочинение эксперты комиссий по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Если сочинение соответствует двум основным требованиям, эксперты оценят его по пяти критериям:
Объясните, что критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.
Темы итогового сочинения определяет Рособрнадзор (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400). В начале учебного года объявляют направления тем, по которым выпускники будут писать сочинения.
В 2018/19 учебном году будет пять открытых направлений тем итогового сочинения:
Комментарии к направлениям тем
Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.
Темы сочинения объявит местный телеканал в прямом эфире в день сочинения за 15 минут до начала. Ученик может выбрать любую тему.
Покажите ученикам, как выглядит бланк, и расскажите, как его правильно заполнить. Правила заполнения бланков итогового сочинения смотрите в приложении № 5 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875.
Бланки заполняют гелевой или капиллярной ручкой черного цвета. Нельзя заполнять бланк ручкой другого цвета или карандашом, даже для черновых записей. Цифры и буквы надо писать по образцу, который дан в верхней части бланка. Объясните, что небрежное заполнение бланка может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке. Обратите внимание учеников, что на бланках нельзя делать записи или пометки. Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, нужно оставить это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.
Код субъекта в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов РФ
Участники, которые пишут итоговое сочинение по желанию, вписывают код школы, в которой они пишут сочинение
Участники, которые пишут итоговое сочинение по желанию, не заполняют это поле
20 – сочинение, 21 – изложение
Каждая цифра и буква во всех полях бланка должна соответствовать образцу
Вносят информацию из документа, удостоверяющего личность
Вписывают арабские цифры без пробелов
Заполняет член комиссии по завершении итогового сочинения в присутствии участника
Оптимально провести две тренировочные работы, которые имитируют условия экзамена. Первая покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли устранить пробелы. При подготовке воспользуйтесь методическими рекомендациями ФИПИ и опытом коллег, которым они поделились на сайте sochinenie11.ru.
Примеры тем, которые можно дать школьникам для подготовки по направлениям
В ответе ли дети за поступки родителей?
Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
Должно ли старшее поколение формировать мировоззрение младшего?
Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
Все ли мечты должны сбываться?
Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
Может ли мечта быть губительна?
Что говорят о человеке его мечты?
Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
Какого человека можно назвать великодушным?
Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
Великодушие – это сила или слабость?
Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
Что общего между великодушием и состраданием?
Месть во благо – реальность или миф?
Что можно считать подлинным искусством?
В чем состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказывание Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какими качествами обладает добрый человек?
Можно ли оправдать жестокость?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
В чем причины проявления жестокости?
Поручите ученикам подготовить список произведений, которые они прочли и в которых автор раскрывает проблемы по направлениям сочинений. Отработайте алгоритм написания сочинения. Раздайте памятки с алгоритмом, чтобы выпускники могли отрабатывать его и самостоятельно.
Разберите на уроке типовые ошибки, которые допускают ученики на итоговом сочинении.
Примеры типичных ошибок учеников в итоговых сочинениях
Проверьте, как выпускники ориентируются в требованиях и критериях оценки. Разберите ошибки на примере тренировочных работ и сочинений прошлых лет.