Как подготовить учащихся к итоговому сочинению

О.Н. Зайцева

«Зачет» за итоговое сочинение – условие допуска учеников к ЕГЭ. Из рекомендации узнаете, как помочь детям избежать типичных ошибок, найдете примеры тем для тренировочных сочинений, а также памятки для школьников и раздаточный материал для учителей.

Кто пишет сочинение

К итоговому сочинению готовьте учеников 11, 12-х классов. Выпускники должны получить «зачет» за итоговое сочинение, чтобы сдавать ЕГЭ по русскому языку. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать вместо сочинения итоговое изложение.

Когда начать подготовку

Начните готовить учеников к итоговому сочинению заранее. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую рабочую среду мая (п. 9.1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400).

Как подготовить учащихся

Подготовьте учеников к сочинению: разъясните требования и критерии оценки, расскажите, как выбрать тему и заполнить бланк. Проведите тренировочные работы.

Требования к сочинению

За итоговое сочинение школьникам ставят «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за сочинение «незачет», то он может его пересдать в дополнительные сроки в феврале и мае. Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Если ученик с ОВЗ выбирает сочинение, то к общему времени экзамена ему добавят еще 1,5 часа (п. 1.6 приложения № 6 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875).

Проверяют сочинение эксперты комиссий по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Что и как оценят

Какие последствия

Что порекомендовать ученику

В сочинении должно быть не менее 250 слов. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Максимального количества нет.

Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные

Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом.

Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет»

Считайте количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет» 

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Что и как оценят

Какие последствия

Что порекомендовать ученику

Нельзя списывать:

– с работы другого участника;

– чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;

– литературной критики и т. п.

Объем цитирования – не больше собственного текста

Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то ученик получит «незачет» за требование № 2 и за работу в целом

Используйте прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Требований к оформлению ссылки нет

Критерии оценки сочинения1

Если сочинение соответствует двум основным требованиям, эксперты оценят его по пяти критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Какой критерий

Что оценят

Как оценят

Соответствие теме

Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой

«Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет»

Аргументация. Привлечение литературного материала

Умеет ли участник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свою позицию. В сочинении ученик должен использовать не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

Уровень осмысления художественного текста:

– смысловой анализ произведения (его сюжета и характеров);

– комплексный анализ произведения и его интерпретация в аспекте выбранной темы

«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:

– не использовал литературный материал;

– существенно исказил содержание произведения;

– лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Композиция и логика рассуждения

Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

«Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Качество письменной речи

Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины

«Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Грамотность

Грамматику, орфографию, пунктуацию

«Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Объясните, что критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.

Выбор темы

Темы итогового сочинения определяет Рособрнадзор (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 26.12.2013 № 1400). В начале учебного года объявляют направления тем, по которым выпускники будут писать сочинения.

В 2018/19 учебном году будет пять открытых направлений тем итогового сочинения:

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Комментарии к направлениям тем

Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.

Внимание: в сочинении можно использовать литературные произведения не из школьной программы.

Темы сочинения объявит местный телеканал в прямом эфире в день сочинения за 15 минут до начала. Ученик может выбрать любую тему.

Правила заполнения бланков

Покажите ученикам, как выглядит бланк, и расскажите, как его правильно заполнить. Правила заполнения бланков итогового сочинения смотрите в приложении № 5 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875.

Бланки заполняют гелевой или капиллярной ручкой черного цвета. Нельзя заполнять бланк ручкой другого цвета или карандашом, даже для черновых записей. Цифры и буквы надо писать по образцу, который дан в верхней части бланка. Объясните, что небрежное заполнение бланка может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке. Обратите внимание учеников, что на бланках нельзя делать записи или пометки. Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, нужно оставить это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.

Код субъекта в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов РФ

Участники, которые пишут итоговое сочинение по желанию, вписывают код школы, в которой они пишут сочинение

Участники, которые пишут итоговое сочинение по желанию, не заполняют это поле

20 – сочинение, 21 – изложение

Каждая цифра и буква во всех полях бланка должна соответствовать образцу

Вносят информацию из документа, удостоверяющего личность

Вписывают арабские цифры без пробелов

Заполняет член комиссии по завершении итогового сочинения в присутствии участника

Внимание: нельзя исправлять ошибки корректором, ластиком и другими средствами. Нужно зачеркнуть и написать правильный вариант.

Тренировочные работы

Оптимально провести две тренировочные работы, которые имитируют условия экзамена. Первая покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли устранить пробелы. При подготовке воспользуйтесь методическими рекомендациями ФИПИ и опытом коллег, которым они поделились на сайте sochinenie11.ru.

Примеры тем, которые можно дать школьникам для подготовки по направлениям

Пример: Отцы и дети

В ответе ли дети за поступки родителей?

Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Вечен ли конфликт поколений?

Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

Должно ли старшее поколение формировать мировоззрение младшего?

Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?

Как обратить конфликт поколений во благо?

Пример: Мечта и реальность

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

Все ли мечты должны сбываться?

Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

Может ли мечта быть губительна?

Что говорят о человеке его мечты?

Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

Пример: Месть и великодушие

Почему месть разрушает душу?

Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

Какого человека можно назвать великодушным?

Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?

Великодушие – это сила или слабость?

Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

Что общего между великодушием и состраданием?

Месть во благо – реальность или миф?

Месть – это проявление трусости или мужества?

Когда нужно отказаться от мести?

Пример: Искусство и ремесло

Что можно считать подлинным искусством?

В чем состоит конечная цель искусства?

В чем разница между ремеслом и искусством?

Может ли ремесленник стать художником?

Как вы понимаете высказывание Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

Могут ли способности превратиться в талант?

Кто такой талантливый человек?

Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

Какова роль искусства в развитии человечества?

Чем настоящее искусство привлекает человека?

Пример: Доброта и жестокость

Какими качествами обладает добрый человек?

Можно ли оправдать жестокость?

Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»?

Доброта – это проявление силы или слабости?

Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

В чем причины проявления жестокости?

Нужно ли бороться с жестокостью?

Что может сделать человека добрее?

Поручите ученикам подготовить список произведений, которые они прочли и в которых автор раскрывает проблемы по направлениям сочинений. Отработайте алгоритм написания сочинения. Раздайте памятки с алгоритмом, чтобы выпускники могли отрабатывать его и самостоятельно.

Скачать памятку

Как избежать типичных ошибок

Разберите на уроке типовые ошибки, которые допускают ученики на итоговом сочинении.

Примеры типичных ошибок учеников в итоговых сочинениях

Ошибка

Описание ошибки

Как избежать ошибки

Допускают фактические ошибки

Неправильно пишут имена и фамилии авторов, неверно называют жанр произведения, путают его содержание, неправильно приводят цитаты из текста

Объяснить ученикам, что:

– если нет уверенности в биографии автора, жанре произведения и его содержании, то лучше про это не писать;

– лучше использовать косвенную речь, если не помните цитату дословно, или включить в сочинение только ту часть цитаты, в которой уверены

Подменяют рассуждения пересказом

Пересказывают произведение, а не анализируют его содержание

Ориентировать выпускников:

– выбирать тему сочинения, по которой есть аргументы;

– сначала написать план сочинения на черновике;

– сформулировать тезисы и микротемы предполагаемых абзацев;

– следить, чтобы тезисы были связаны друг с другом;

– продумать логику переходов от одной композиционной части к другой

Пишут несвязный текст, не продумывают композицию

Не делают переходов от одной композиционной части сочинения к другой или делают их нелогично. Не делят текст на абзацы, отклоняются от темы

Используют клише и штампы

Подменяют логические связи в тексте клише и штампами

Рассказать, что чрезмерное использование клише и штампов может привести к «незачету» по критериям «Композиция и логика рассуждения» и «Качество письменной речи»

Используют слабые аргументы

Аргументы не соответствуют теме, не связаны друг с другом, не подтверждают основную мысль

Рекомендовать выпускникам:

– оценить, могут ли предполагаемые аргументы раскрыть главную мысль сочинения;

– связать аргументы между собой;

– не использовать аргумент, если есть сомнения в том, что он уместен;

– следить, чтобы аргументы не противоречили друг другу

Невнимательность при проверке

Увлекаются содержательной частью сочинения, из-за чего не остается времени на проверку грамматики, орфографии и пунктуации

Посоветовать выпускникам спланировать свое время, а также сделать перед проверкой небольшой перерыв, чтобы отвлечься

Проверьте, как выпускники ориентируются в требованиях и критериях оценки. Разберите ошибки на примере тренировочных работ и сочинений прошлых лет.

Совет: приемные комиссии МГУ, ВШЭ, РГГУ и некоторых других вузов проверяют итоговые сочинения абитуриентов и могут добавить от 1 до 10 баллов к результатам ЕГЭ по итогам проверки. Посоветуйте выпускникам, которые хотят поступать в эти вузы, ознакомиться с критериями оценки, которые там приняты.